Консалтинговые услуги,
финансирование проектов, девелопмент
Карта сайта
Санкт-Петербург, Выборгское шоссе 5/1 - 397
+7 (921) 939-43-33
+7 (921) 919-70-77

Изменения в земельном законодательстве часть1.


Проект федерального закона N 130822-5
"О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования оборота земель сельскохозяйственного назначения"


     Статья 1
Внести в Основы законодательства Российской Федерации о нотариате от 11 февраля 1993 года N 4462-1 (Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета Российской Федерации ", 1993, N 10, ст. 357) следующие изменения:
абзац пятый статьи 71 изложить в следующей редакции:
"При переходе имущества по праву наследования к государству или муниципальному образованию свидетельство о праве на наследство выдается соответствующему исполнительному органу государственной власти или органу местного самоуправления. Оценка стоимости наследуемого государством или муниципальным образованием имущества не осуществляется, а выдача свидетельства о праве на наследство осуществляется без взимания государственной пошлины или иной платы".

     Статья 2
Внести в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации от 30.11.1994 N 51-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, N 32, ст. 3301) следующие изменения:
1) статью 284 изложить в следующей редакции:

"Статья 284. Изъятие земельного участка в связи с его неиспользованием
Земельный участок может быть изъят у собственника в случаях, когда земельный участок предназначен для сельскохозяйственного производства либо для строительства и не используется для соответствующей цели, в течение установленного законодательством срока. Случаи, когда земельный участок может быть признан неиспользуемым и может быть изъят, определяются земельным законодательством.";
2) статью 285 изложить в следующей редакции:

"Статья 285. Изъятие земельного участка, используемого с нарушением законодательства
Земельный участок может быть изъят у собственника, если использование участка осуществляется с нарушением требований в области использования и охраны земель, установленных земельным законодательством."
3) пункт 1 статьи 286 изложить в следующей редакции:
"1. Изъятие земельных участков по основаниям, предусмотренным статьями 284 и 285 настоящего Кодекса, осуществляется путем продажи таких земельных участков с публичных торгов в форме открытого аукциона.
Органы государственной власти или органы местного самоуправления, уполномоченные принимать решения об изъятии земельных участков, а также порядок подготовки и принятия таких решений определяются земельным законодательством.";
4) пункт 6 статьи 447 изложить в следующей редакции:
"6. Правила, предусмотренные статьями 448 и 449 настоящего Кодекса, применяются к публичным торгам, проводимым в соответствии с решениями органов государственной власти или органов местного самоуправления об изъятии земельных участков по основаниям, предусмотренным статьями 284 и 285 настоящего Кодекса, а также в порядке исполнения решения суда, если иное не предусмотрено процессуальным законодательством.".

    Статья 3
Внести в Федеральный закон от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 30, ст. 3594; 2001, N 11, ст. 997; 2003, N 24, ст. 2244; 2004, N 27, ст. 2711; N 30, ст. 3081; N 35, ст. 3607; N 45, ст. 4377; 2005, N 1, ст. 15, 22, 25, 40; N 50, ст. 5244; 2006, N 1, ст. 17; N 17, ст. 1782; N 23, ст. 2380; N 27, ст. 2881; N 30, ст. 3287; N 52, ст. 5498; 2007, N 41, ст. 4845; N 43, ст. 5084; N 48, ст. 5812; 2008, N 20, ст. 2251; N 52 (ч. 1), ст. 6219; 2009, N 1, ст. 14) следующие изменения:
1) в статье 22.2:
а) дополнить пунктом 2.1. следующего содержания:
"2.1. Государственная регистрация права на земельный участок, образуемый в результате выдела в счет долей в праве собственности на земельный участок сельскохозяйственного назначения, находящийся в собственности более пяти лиц (далее - земельные доли), может быть осуществлена на основании заявления, поданного лицом, уполномоченным общим собранием собственников земельных долей в порядке, предусмотренном Федеральным законом "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения". Полномочия названного лица подтверждаются выпиской из протокола общего собрания, заверенной органом местного самоуправления.";
б) подпункт 1 пункта 3 после слов "из которого образованы земельные участки" дополнить словами " (далее - исходный земельный участок).";
в) дополнить пунктом 3.1 следующего содержания:
"3.1. К заявлению о государственной регистрации прав на земельный участок, образуемый в результате выдела в счет земельных долей, прилагаются следующие документы:
1) в случае образования земельного участка в результате выдела в счет земельных долей на основании объявления собственника земельных долей - документы, подтверждающие права на земельные доли и экземпляр газеты, содержащий публикацию о выделении земельного участка;
2) в случае образования земельного участка в результате выдела в счет земельных долей с использованием согласительных процедур, установленных субъектами Российской Федерации, - документы, подтверждающие права на земельные доли, и документ, свидетельствующий о разрешении земельного спора с использованием установленных субъектом Российской Федерации согласительных процедур;
3) в случае образования земельного участка в результате выдела в счет земельных долей на основании решения суда - документы, подтверждающие права на земельные доли, и решение суда;
4) в случае образования земельного участка в результате раздела на основании решения общего собрания участников долевой собственности на земли сельскохозяйственного назначения - документы, подтверждающие права на земельные доли, копия протокола общего собрания участников долевой собственности на исходный земельный участок об утверждении проекта образования земельных участков, списков их собственников и размера их долей в праве общей собственности на образуемые земельные участки.";
г) дополнить пунктами 8 - 12 следующего содержания:
"8. В случае если право на исходный земельный участок было зарегистрировано в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, при государственной регистрации права собственности на образуемый земельный участок в Единый государственный реестр прав в отношении исходного земельного участка, который сохраняется в измененных границах (далее - измененный земельный участок) вносятся необходимые изменения. Данные изменения вносятся государственным регистратором без соответствующего заявления и уплаты государственной пошлины.
Размер доли в праве собственности на образуемый или измененный земельный участок определяется государственный регистратором на основании заявлений:
собственников образуемого или измененного земельного участка или их представителей, в том числе в соответствии с соглашениями, заключенными данными лицами об определении размера долей в общей долевой собственности на земельный участок;
на основании заявления лица, уполномоченным общим собранием участников общей собственности на исходный земельный участок в порядке, предусмотренным Федеральным законом "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" в соответствии с протоколом общего собрания собственников земельных долей - в отношении данного и образованного из них земельных участков.
9. Если в заявлении о регистрации прав на образуемый в счет земельной доли земельный участок или в приложенных к нему документах не приводится расчет размера долей в праве на образуемый земельный участок, находящийся в собственности нескольких лиц, или отсутствует подтверждение их совместной собственности на образуемый земельный участок, в государственной регистрации прав на такой земельный участок должно быть отказано.
10. Если в заявлении о регистрации прав на образуемый в счет земельной доли земельный участок или в приложенных к нему документах не приводится расчет размера долей в праве общей собственности на изменяемый земельный участок, расчет размера долей в праве на изменяемый земельный участок осуществляется государственным регистратором с учетом изменившегося состава участников долевой собственности и размера выделенных земельных долей. Данное правило не применяется, если ранее права участников долевой собственности на земельный участок, из которого выделяется земельный участок в счет земельной доли, не были зарегистрированы или не были выражены в виде правильной дроби. Если права участников долевой собственности на исходный земельный участок были зарегистрированы, а размер принадлежащих им долей не был выражен в виде правильной дроби, государственный регистратор вносит изменения только в состав участников права общей собственности на измененный участок, исключая из них собственников образуемого земельного участка.
11. При регистрации права на образуемый земельный участок не допускается требовать представления кадастрового паспорта измененного земельного участка.
12. В случаях, предусмотренных Федеральным законом "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", образование земельных участков может осуществляться без согласия арендатора или залогодержателя земельного участка.".
2) дополнить статьей 24.1 следующего содержания:

"Статья 24.1. Особенности регистрации прав на земельные доли
1. Права на земельные доли могут быть зарегистрированы на основании заявления участника долевой собственности на земельный участок или его представителя, полномочия которого могут быть подтверждены доверенностью, заверенной нотариально или должностным лицом органа местного самоуправления, а также на основании заявления лица, уполномоченного общего собрания участников общей собственности на данный земельный участок. В таком случае к обращению уполномоченного лица прилагаются документы, подтверждающие его полномочия: копия протокола (выписка из протокола) общего собрания участников общей собственности на земельный участок, заверенная должностным лицом органа местного самоуправления.
2. Для регистрации права на земельную долю описание земельного участка, в составе которого находится земельная доля, представляется по выбору заявителя в виде кадастрового паспорта или кадастровой выписки о земельном участке.
Предоставление данных документов не требуется в случае, если один из названных документов уже помещен в дело правоустанавливающих документов.
3. При регистрации перехода права собственности на земельную долю вследствие ее продажи представляются документы, подтверждающие возможность совершения сделок с земельными долями. Данное правило не применяется, если в отношении покупателя земельной доли зарегистрировано право на земельную долю в составе того же земельного участка либо права арендатора на тот же земельный участок.
4. Документами, подтверждающими возможность совершения сделки купли-продажи с земельными долями, являются:
1) документы, удостоверяющие права покупателя на земельную долю, находящиеся в том же земельном участке, что и приобретаемая земельная доля;
2) иные документы, подтверждающие права пользования покупателя земельной доли на использование земельного участка, в составе которого находится земельная доля.
5. В случае если право на земельную долю приобретает один из участников долевой собственности, чье право на земельную долю не было зарегистрировано, права на приобретенную и имевшуюся у заявителя земельные доли могут быть зарегистрированы одновременно.
6. Наличие зарегистрированного договора аренды в отношении земельного участка, в составе которого находится земельная доля, не является препятствием для регистрации перехода права на земельную долю к арендатору данного земельного участка.";
3) статью 30.2 изложить в следующей редакции:

"Статья 30.2. Государственная регистрация прекращения права собственности на земельный участок или земельную долю вследствие отказа от права собственности
1. Государственная регистрация прекращения права собственности на земельный участок или земельную долю вследствие отказа от этого права собственности него осуществляется на основании заявления собственника земельного участка или обладателя земельной доли.
2. К заявлению прилагается правоустанавливающий документ на земельный участок или земельную долю. Предоставление кадастрового паспорта такого земельного участка не требуется. Предоставление правоустанавливающего документа на земельный участок или земельную долю не требуется в случае, если право собственности на такой земельный участок ранее было зарегистрировано в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
3. При государственной регистрации прекращения права собственности на земельный участок или земельную долю вследствие отказа от этого права собственности, которое ранее не было зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, правила пункта 2 статьи 6 настоящего Федерального закона не применяются.
4. В течение пяти дней с даты государственной регистрации прекращения права собственности на земельный участок или земельную долю вследствие отказа от этого права собственности орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, обязан направить уведомление об этом в орган государственной власти субъекта Российской Федерации, если в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации такой земельный участок будет относиться к собственности субъекта Российской Федерации, или в орган местного самоуправления, если в соответствии с земельным законодательством такой земельный участок или такая земельная доля будут относиться к собственности муниципального образования, а также лицу, подавшему заявление об отказе от права собственности на такой земельный участок или земельную долю.".

     Статья 4
Внести в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 32, ст. 3340) следующие изменения, дополнив пункт 1 статьи 394 подпунктом 3 следующего содержания:
"3. В отношении земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, признанных судом неиспользуемыми, ставка земельного налога устанавливается в размере 1,2 процента от кадастровой стоимости земельного участка.
Увеличение ставки земельного налога осуществляется на основании обращения органа местного самоуправления, к которому прилагается копия судебного решения, подтверждающего признание судом земельного участка неиспользуемым и копия документа, подтверждающего невозможность его продажи на публичных торгах. Увеличение ставки земельного налога осуществляется с налогового периода, следующего за периодом, в котором было подано соответствующее обращение органа местного самоуправления.".

   Статья 5
Внести в Земельный кодекс Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 44, ст. 4147; 2006, N 52, ст. 5498; 2008, N 20, ст. 2251; N 30, ст. 3597) следующие изменения:
1) дополнить статью 11.1 абзацем вторым следующего содержания:
"Многоконтурным земельным участком является земельный участок, представляющий собой совокупность обособленных, не имеющих общих границ частей земной поверхности, отнесенных к одному целевому назначению и находящихся в собственности у одного лица (одних лиц). Границы многоконтурного земельного участка представляют совокупность замкнутых контуров, определенных в соответствии с федеральными законами. Правила, установленные настоящим Кодексом в отношении земельных участков распространяются в равной степени на многоконтурные земельные участки, если настоящим Кодексом либо федеральным законом не установлено иное.";
2) в статье 11.2:
а) дополнить пункт 1 статьи 11.2 абзацем вторым следующего содержания:
"Многоконтурные земельные участки образуются вследствие выдела из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, а также вследствие раздела, перераспределения или объединения многоконтурных земельных участков, выдела земельных участков в счет долей в праве собственности на земельный участок сельскохозяйственного назначения, находящийся в собственности более пяти лиц (далее - земельные доли)";
б) дополнить пункт 2 абзацами вторым и третьим следующего содержания:
"Многоконтурный земельный участок прекращает свое существование, если в результате его раздела на земельные участки, образования из него новых земельных участков, либо в результате уточнения местоположения его границ, в его составе останется единственная часть земной поверхности, граница которой представляет собой один замкнутый контур земли, а также при объединении многоконтурных земельных участков.
В случаях перераспределения или раздела многоконтурного земельного участка, а также выдела земельного участка в счет земельных долей, такой участок считается измененным и не прекращает свое существование.";
3) в статье 11.7:
а) дополнить пункт 1 предложением следующего содержания:
"Земельные участки могут быть образованы в результате перераспределения смежных земельных участков и примыкающих к ним земель";
б) абзац первый пункта 3 после слов "перераспределение земельных участков" дополнить словами "и земель";
4) статью 11.9 дополнить пунктом 7 следующего содержания:
"7. Правила настоящей статьи, за исключением пункта 3, не распространяются на многоконтурные земельные участки".;
5) дополнить статьей 11.10 следующего содержания:

"Статья 11.10. Образование многоконтурных земельных участков
Многоконтурный земельный участок принадлежит собственнику земельных участков (земель), из которых он был образован, за исключением случаев выдела земельных участков в счет земельных долей. В этом случае применяются правила пункта 2 статьи 11.5 настоящего Кодекса.
Многоконтурный земельный участок может быть разделен на земельные участки, являющиеся обособленными частями земной поверхности, если это не нарушает требования к образуемым земельным участкам, установленные настоящим Кодексом и земельным законодательством. При этом право собственности на образованные вследствие раздела земельные участки принадлежит собственнику многоконтурного земельного участка, из которого они образованы, за исключением случаев выдела земельных участков в счет земельных долей. В этом случае применяются правила пункта 2 статьи 11.5 настоящего Кодекса.";
6) дополнить статьей 11.11 следующего содержания:

"Статья 11.11. Проект образования земельных участков
1. Проектом образования земельных участков является документ, определяющий границы земельных участков, которые могут быть образованы в будущем, в том числе в соответствии с соглашениями об образовании земельных участков, в соответствии с решением собственника земельных долей об их выделе и в соответствии с решением общего собрания участников долевой собственности на земельный участок сельскохозяйственного назначения, находящийся в собственности более пяти лиц.
Проект образования земельных участков не составляется при наличии для данных земель утвержденных проектов межевания территории или лесоустроительной документации.
2. Проект образования земельных участков изготавливается кадастровым инженером по заказу любого лица.
Исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления могут выступать заказчиками проектов образования земельных участков в целях:
1) предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности;
2) изъятия земельных участков, в случаях, установленных статьями 54 и 55 настоящего Кодекса;
3) осуществления перераспределения земельных участков с участием земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности;
4) оказания помощи гражданам при оформлении ими прав на земельные участки, являющиеся садовыми или огородными земельными участками, или являющиеся земельными участками сельскохозяйственного назначения, находящимися в собственности более пяти лиц.
3. Проект образования земельных участков состоит из графической и текстовой части. До утверждения названного проекта он должен быть сшит (сброшюрован) и скреплен печатью и подписью составившего его кадастрового инженера.
Форма проекта образования земельных участков может быть установлена органом нормативно-правового регулирования в сфере земельных отношений.
4. В графической части проекта образования земельных участков:
1) воспроизводятся сведения кадастрового плана соответствующей территории или кадастровых выписок о земельных участках, из которых предполагается образовать земельные участки;
2) указывается схематическое проектное местоположение границ образуемых земельных участков, либо границ их частей, либо уточняемых границ земельных участков, схема доступа к образуемым земельным участкам;
3) объекты местности, позволяющие понимать проектное местоположение земельных участков и условные обозначения.
5. В текстовой части проекта образования земельных участков приводятся:
1) полные имена (наименования) правообладателей земельных участков, из которых предполагается образовать земельные участки (далее - исходные земельные участки);
2) вид права на исходные земельные участки и реквизиты правоустанавливающих документов, подтверждающие данные права;
3) размер долей в праве общей собственности на исходный земельный участок, если они не установлены в правоустанавливающих документах или установлены противоречиво;
4) полные имена (наименования) правообладателей образуемых земельных участков;
5) вид прав на образуемые земельные участки;
6) расчет размера долей в праве общей собственности на образуемые земельные участки;
7) расчет площадей образуемых участков, в том числе исходя из расчет почвенной ценности исходных и образуемых земельных участков в случае образования земельных участков сельскохозяйственного назначения, находящихся в собственности более пяти лиц;
8) целевое назначение и разрешенное использование исходных и образуемых земельных участков;
6. К проекту образования границ земельного участка прилагаются:
1) документы, содержащие сведения государственного кадастра недвижимости и Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним в отношении исходных земельных участков;
2) копии правоустанавливающих документов на исходные земельные участки;
3) копии документов, использованных при составлении проекта (схемы землеустройства муниципального образования, схемы охраны земель, материалы почвенных обследований и т.п.);
4) техническое задание или предложения к проекту, утвержденные общим собранием участников долевой собственности на земли сельскохозяйственного назначения в случае проектирования земельных участков на данных землях;
5) копии соглашений об образовании земельных участков, о перераспределении долей, установлении или упразднении сервитутов, и иных соглашений, заключаемых в связи с образованием земельных участков в соответствии с проектом, если исходным земельным участком являются земельные участки, находящиеся в частной и общей собственности, или проект составляется для перераспределения земельных участков;
6) копии документов об утверждении проекта образования земельного участка, за исключением случаев, когда утверждение осуществляется в виде надписи на проекте.
7. Проект образования земельных участков в связи с выделом земельных долей в соответствии со статьей 13 Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" может содержать сведения только в отношении выделяемых земельных участков и их правообладателей. Иные сведения, указанные в пунктах 4 и 5 настоящей статьи включаются в него только по желанию заказчика проекта образования земельных участков.
8. В случае, если заказчиком проекта образования земельных участков выступает исполнительной орган государственной власти или орган местного самоуправления в целях, предусмотренных подпунктом 3 пункта 2 настоящей статьи, кадастровому инженеру должны быть предоставлены документы, предусмотренные подпунктами 1- 4 пункта 6 настоящей статьи, в том числе сведения, полученные из государственного кадастра недвижимости и Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
9. Проект образования земельных участков составляется в срок до шести месяцев со дня подписания договора с кадастровым инженером, если договором на осуществление кадастровых работ не установлено иное.
10. Проект образования земельных участков составляется с таким расчетом, чтобы правообладатели исходных земельных участков и заказчик кадастровых работ, если он не является правообладателем исходного земельного участка могли ознакомиться с проектом до его утверждения и представить предложения по его доработке не менее чем за месяц до дня утверждения названного проекта.
О месте и порядке ознакомления с подготовленным проектом образования земельных участков кадастровый инженер подает сообщение в порядке, предусмотренном статьей 39 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости".
11. Если договором с кадастровым инженером предусмотрена его обязанность подготовить межевые планы образуемых земельных участков, то данные планы составляются в месячный срок со дня утверждения проекта образования земельных участков, если договором не установлено иное. В данное время не включается время, необходимое для согласования местоположения границ земельных участков, когда имеется необходимость уточнения местоположения границ земельных участков.
12. Проект образования земельных участков утверждается собственниками исходных земельных участков. Исключения составляют случаи, указанные в подпунктах 1 - 3 пункта 2 настоящей статьи, когда утверждение данного проекта осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, определенным федеральным законодательством.";
7) в статье 31
в пункте 5 слова "схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории" заменить словами "проекты образования земельных участков";
в пункте 7 слова "схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории" заменить словами "утвержденного проекта образования земельных участков";

Комментарий ГАРАНТа
Нумерация пунктов приводится в соответствии с источником

6) в пункте 4 статьи 34 слова "схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории" заменить словами "утвержденный проект образования земельных участков";
7) в пункте 7 статьи 36
слова "схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории" заменить словами "утвержденный проект образования земельных участков";
абзац второй признать утратившим силу.
8) статью 44 изложить в следующей редакции:

"Статья 44. Основания и порядок прекращения права собственности на земельный участок
1. Право собственности на земельный участок прекращается при отчуждении собственником своего земельного участка другим лицам, отказе собственника от права собственности на земельный участок, в силу его изъятия у собственника для государственных или муниципальных нужд или изъятия земельного участка по основаниям, предусмотренным пунктами 2 - 4 настоящей статьи, а также по иным основаниям, установленным настоящим Кодексом и гражданским законодательством.
2. Земельный участок, находящийся в частной собственности, может быть продан с публичных торгов в порядке, установленном статьей 54 настоящего Кодекса, если его использование осуществляется с нарушением правового режима земель, в том числе, если земельный участок используется не в соответствии с его целевым назначением либо его использование приводит к существенному снижению плодородия сельскохозяйственных угодий и (или) к значительному ухудшению экологической обстановки или санитарно-эпидемиологической обстановки.
3. Земельный участок, предназначенный для строительства, может быть признан неиспользуемым и может быть продан с публичных торгов в случаях, когда он не используется на протяжении трех и более лет.
4. Земельный участок, предназначенный для сельскохозяйственного производства, находящийся в частной собственности, может быть продан с публичных торгов в случаях, если такой участок признается неиспользуемым, то есть на нем более чем два года подряд не ведется сельскохозяйственное производство или иная связанная с сельскохозяйственным производством деятельность, в частности, на пашне не производятся работы, предусмотрены технологией для возделывания культур и обработки почвы, на сенокосах не производится сенокошение, на пастбищах не производится выпас скота.
С учетом особенностей ведения сельскохозяйственного производства в субъектах Российской Федерации и основных требований к ведению сельскохозяйственного производства, установленных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативное правовое регулирование в области использования земельных участков сельскохозяйственного назначения, признаки неиспользования земельных участков устанавливаются законами субъектов Российской Федерации.
5. В сроки, указанные в пунктах 2 и 3 настоящей статьи, не включается время, в течение которого земельный участок не мог быть использован по назначению из-за стихийных бедствий или ввиду иных обстоятельств непреодолимой силы, исключающих такое использование.
Срок освоения земельных участков, предназначенных для ведения сельскохозяйственного производства, которые не включается в срок, предусмотренный пунктами 2 и 3 настоящей статьи, не может составлять более двух лет.";
9) статью 45 изложить в следующей редакции:

"Статья 45. Основания и порядок прекращения права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, права пожизненного наследуемого владения земельным участком
1. Право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, право пожизненного наследуемого владения земельным участком прекращаются при отказе землепользователя, землевладельца от принадлежащего им права на земельный участок, по основаниям, установленным статьей 44 настоящего Кодекса для изъятия земельного участка, и в иных предусмотренных федеральными законами случаях.
2. Прекращение прав на земельные участки в связи с его неиспользованием или использованием земельного участка с грубым нарушением правового режима земель осуществляется в порядке, установленном статьей 54 настоящего Кодекса.";
10) в статье 46:
а) пункт 2 изложить в следующей редакции:
"2. Кроме указанных в пункте 1 настоящей статьи случаев аренда земельного участка может быть прекращена по требованию арендодателя по основаниям, установленным в статье 44 настоящего Кодекса, а также в иных предусмотренных федеральными законами случаях.";
б) пункт 3 признать утратившим силу;

Комментарий ГАРАНТа
Нумерация пунктов приводится в соответствии с источником

8) в подпункте 2 пункта 1 статьи 47 слова "пунктах 1 и 2 статьи" заменить словом "статье";

Комментарий ГАРАНТа
Нумерация пунктов приводится в соответствии с источником

11) статью 54 изложить в следующей редакции:

"Статья 54. Порядок изъятия земельного участка в связи с его неиспользованием или вследствие использования земельного участка с нарушением требований в области охраны и использования земель
1. Изъятие земельного участка в связи с неиспользованием земельного участка или вследствие использования земельного участка с нарушением требований в области охраны и использования земель, установленных законодательством, осуществляется:
1) исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, предусмотренными статьей 29 настоящего Кодекса, в отношении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности;
2) органом местного самоуправления муниципального района (городского округа) в отношении земельных участков, находящихся в частной собственности.
2. Решение о признании земельного участка неиспользуемым должно быть основано на результатах проверки использования земельного участка в ходе государственного или муниципального земельного контроля.
Копия решения исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления об изъятии земельных участков направляется лицу, у которого изымается указанный земельный участок, в десятидневный срок со дня его принятия.
3. Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, указанные в пункте 1 настоящей статьи, по истечении двух месяцев вправе обратиться в суд с требованием о продаже земельного участка с публичных торгов либо о расторжении договора аренды или о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования, пожизненного наследуемого владения, безвозмездного срочного пользования земельным участком.
4. В случае, если земельный участок неиспользуется частично, то данный участок может быть разделен на основании решения суда, по иску органа исполнительной власти или органа местного самоуправления, указанных в пункте 1 настоящей статьи.
5. Средства, вырученные от продажи земельного участка с публичных торгов, выплачиваются бывшему собственнику земельного участка за вычетом расходов на подготовку и проведение публичных торгов.
6. Если публичные торги признаны несостоявшимися, земельный участок может быть приобретен исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение о принудительном изъятии земельного участка, по начальной цене публичных торгов в течение двух месяцев со дня признания торгов несостоявшимися.
7. Прекращение права на земельный участок не освобождает лиц, виновных в допущенных нарушениях, от предусмотренного статьей 76 настоящего Кодекса возмещения причиненного вреда.";
12) в статье 78:
а) абзац 1 пункта 1 изложить в следующей редакции:
"1. Земли сельскохозяйственного назначения используются в соответствии с их целевым назначением и разрешенным использованием для ведения сельскохозяйственного производства, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей";
б) дополнить пунктом 3 следующего содержания:
3. Собственники, владельцы и пользователи земельных участков представляют сведения об использовании, в том числе освоении, земельных участков в соответствии с установленным целевым назначением и разрешенным использованием в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области контроля за плодородием почв. Сведения предоставляются ежегодно до первого апреля года, следующего за годом, в течение которого осуществлялось использование земельного участка. Юридические лица, являющиеся сельскохозяйственными товаропроизводителями, представляют сведения, предусмотренные настоящим пунктом, в составе годовых отчетов. Порядок предоставления сведений определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативное правовое регулирование в области использования земель сельскохозяйственного назначения.
Указанное в настоящем пункте требование не распространяется на граждан, использующих земельные участки для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества.
Перечень мероприятий по освоению земельного участка определяется собственником, владельцем или пользователем земельного участка на основании проекта освоения и использования земельного участка, разработанного им с учетом рекомендаций, утвержденных федеральным органом исполнительной власти осуществляющим нормативное правовое регулирование в области использования земель сельскохозяйственного назначения.
13) пункта 2 статьи 80 изложить в следующей редакции:
"2. Фонд перераспределения земель формируется за счет земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, поступающих в этот фонд:
1) при добровольном отказе от земельного участка;
2) при наследовании выморочного имущества,
3) при принудительном прекращении права постоянного (бессрочного) пользования или аренды земельные участки в соответствии с пунктами 2, 3, 4 статьи 44 настоящего Кодекса;
4) в связи образованием земельных участков из земельных долей, находящихся в государственной или муниципальной собственности.".

Назад к списку новостей

КОМПАНИЯ

Мы рады приветствовать вас на сайте «CFD Group»

Консультационные услуги в областях организации и повышения эффективности бизнеса,привлечения финансирования в проекты,развития персонала, маркетинга и организации продаж, развития личностного потенциала сотрудников и владельцев бизнеса 
– вот неполный перечень вопросов решаемых нашими сотрудниками. Подобнее...

Мы в соцсетях:

Facebook ВКонтакте

БЕСПЛАТНАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ