Консалтинговые услуги,
финансирование проектов, девелопмент
Карта сайта
Санкт-Петербург, Выборгское шоссе 5/1 - 397
+7 (921) 939-43-33
+7 (921) 919-70-77

Как и чему учить стартаперов


ЭДУАРД ФИЯКСЕЛЬ О ТОМ, КАК И ЧЕМУ УЧИТЬ СТАРТАПЕРОВ: "В КАЖДОМ СЛУЧАЕ УЧИТЬ ДОЛЖЕН ТОТ ЧЕЛОВЕК, КОТОРЫЙ КОМПЕТЕНТЕН ИМЕННО В ЭТОЙ ОБЛАСТИ"

Фияксель

Признак успешного стартапа – синхронная работа трех человек: фаундера, предпринимателя (он же венчурный менеджер), и инвестора. Всех этих людей нужно учить. Учить разным вещам. Предпринимателю нужно учиться работать и с фаундером и с инвестором, фаундеру нужно учиться работать с предпринимателем, а инвестору, помимо коммуникаций, нужно учиться множеству других вещей.

Системная ошибка бизнес-образования заключается в том, что кто-то решил из фаундеров делать предпринимателей. Чтобы предприниматель был и швец, и жнец, и на дуде игрец. В этом заключается серьезное недопонимание. Для того, чтобы стартап вырос нужны разные люди. Разные менеджеры или предприниматели.

Идей много, прототипов меньше, а продуктов совсем немного. Фаундеров нужно научить тому, что есть их идея. А чтобы они понимали, что их идея чего-то стоит, нужен хотя бы один предприниматель, который понимает, что из идеи нужно делать бизнес.

Самого фаундера, кстати, на стадии производства можно и нужно вообще отстранить от руководства компании, а может быть и вообще от деятельности в компании. Пусть он занимается тем, в чем он силен - разрабатывает новые идеи, новые технологии. Каждый должен заниматься своим делом.

Ключевая фигура для стартапа - это венчурный менеджер или предприниматель. Именно его развитием и обучением стоит заниматься по полной программе. Он должен уметь на начальном этапе работать за всех. Когда еще нет юриста, маркетолога, финансиста, продавца, он один, с помощью фаундера, пытается сделать что-то серьезное из зачаточной идеи. Его нужно учить всему этому, в том числе вопросам управления внутренними финансами, а самое главное, привлечению внешних. Привлечение инвестиций – это очень сложно, как правило, предприниматель плохо представляет, какие есть инвесторы и с чем их едят.

Для каждого типа инвесторов нужен свой подход. Инвесторы бывают, как минимум, трех типов - командоориентированные, финансовоориентированные и технологическиориентированные. Если мы говорим о бизнес-ангелах, то это, прежде всего, командоориентированный подход. Они смотрят на команду и рассуждают следующим образом: плохая команда загубит даже самый хороший проект, а хорошая команда вытащит даже самый посредственный. Хорошая команда может заменить и сегмент рынка и саму идею, найдет такую нишу, в которую ее можно пристроить. Поэтому на самых ранних стадиях, когда много еще чего непонятно, инвестируют именно бизнес-ангелы.

Финансовоориентированные – это венчурные инвесторы, заточенные на финансовый результат. Они не особенно разбираются в том продукте, на котором хотят заработать, но им важно, чтобы проект был финансово привлекательный, чтобы был большой рынок, чтобы было мало аналогов или аналоги где-то далеко. В тоже время нужно, чтобы аналоги где-то уже выстрелили — это гарантия того, что будет прибыль.

Корпоративные венчурные инвесторы ориентированы технологически. Им нужно, как правило, не просто заработать на этой компании, им нужна какая-то новая технология, которую они смогут внедрить в свой процесс или диверсифицировать свое производство.

Естественно, это условное разделение, но оно нужно, чтобы понимать, что инвесторы разные. И подход к инвестору должен быть разный. И во всем этом должен разобраться предприниматель. Поэтому предприниматель - это человек, которого больше всего нужно учить. Также нужно учить и инвестора, а именно разбираться в фаундерах, в технологиях, в психологии предпринимателя, ведь среди них тоже хватает жуликов.

Далее, на стадии производства, отпадает необходимость и самого предпринимателя. Нужны другие люди, которые будут налаживать производство, унифицировать какие-то технологические элементы, подстраивать продукцию под рынок. Как правило, рынок завоевывает не самый лучший продукт. Рынок завоевывает продукт, который лучше всего продают. И вот тут наступает момент, когда самым важным становится маркетолог и продавец, а не производственник. Первоначальная тройка лидеров - фаундер, предприниматель и инвестор - отходит на второй план. Да, у них останутся доли в компании. И при получении девидентов и выходах на CPO, они могут заработать, просто продав свои акции. Вот всем этим нюансам надо учить, и каждого учить отдельно.

Вот он - секрет спасения от непонимания. Всем известно, что у нас в большинстве случаев руководят чиновники-теоретики, которые не придумали ни одной собственной идеи, не коммерционализировали ни один проект, не инвестировали ни в один стартап. И они говорят “надо всех учить”. Надо, конечно. Но учить разным вещам. И учителя должны быть разные.

В каждом случае учить должен тот человек, который компетентен именно в этой области. Сегодня учат все, кому не лень.

Бизнес-тренеры, преподователи-теоретики, чиновники, сотрудники институтов развития и другие. Смотрю на фамилии и задаю вопрос - вы кого учите? Всех. У нас и менторы сегодня такие же. А какой ты сам ментор, если ты не заработал, условно, несколько миллионов долларов на продаже венчурных компаний. Это то, что я хотел сказать. Это принципиально отличается от трендов, которые есть.

https://ventureclub.ru/look/blog/about-start-up

Назад к списку новостей

КОМПАНИЯ

Мы рады приветствовать вас на сайте «CFD Group»

Консультационные услуги в областях организации и повышения эффективности бизнеса,привлечения финансирования в проекты,развития персонала, маркетинга и организации продаж, развития личностного потенциала сотрудников и владельцев бизнеса 
– вот неполный перечень вопросов решаемых нашими сотрудниками. Подобнее...

Мы в соцсетях:

Facebook ВКонтакте

БЕСПЛАТНАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ