Консалтинговые услуги,
финансирование проектов, девелопмент
Карта сайта
Санкт-Петербург, Выборгское шоссе 5/1 - 397
+7 (921) 939-43-33
+7 (921) 919-70-77

Как выбирать стартапы для инвестиций


Андрей Романенко, Предприниматель, основатель группы Qiwi, акционер Run Capital

Большинство российских стартаперов ориентировались на локальный рынок, что для инвесторов было не так уж интересно. Нынешняя ситуация кризиса заставляет предпринимателей примериваться к более амбициозным задачам

 

Это и мой бизнес тоже

Еще несколько лет назад такой повальной моды на венчурный рынок, как сейчас, не было. Даже иногда кажется, что сегодняшние призывы ко всем стать стартаперами чрезмерны: не каждый хочет и должен быть предпринимателем.

Иногда и меня спрашивают: «Зачем ты пошел в венчур? У тебя свое успешное и перспективное дело. Почему не развивать его дальше?» Дело в том, что я никогда не был наемным сотрудником, просто не знаю, что это такое. Я всегда создавал или инвестировал в ряд проектов параллельно, начинал с нуля или присоединялся к создателям на ранних стадиях.

Конечно, у всех на слуху QIWI — самый яркий на сегодняшний день бизнес, в котором я участвовал. Но это лишь один из моих проектов. С ним я прошел весь путь от стартапа, когда занимался всем сам, до публичной компании. Сейчас QIWI управляют грамотные менеджеры, не требуется постоянного вмешательства создателей, как и во всех больших компаниях, есть четко прописанные бизнес-процессы. Уже больше двух лет я не занимаюсь там операционной деятельностью, как и в другом моем проекте, «Сим Мастер», — это успешный дистрибьютор услуг и оборудования мобильной связи, созданный еще в начале 2000-х годов.

Поэтому, сосредоточившись сейчас на венчурных инвестициях, я на самом деле продолжаю заниматься тем, чем занимался всегда. В 2011 году я стал акционером фонда iTech Capital, потом проинвестировал в фонд AddVenture, а в апреле 2014-го был создан Run Capital, акционером которого стали я и мои давние партнеры.

Но я не классический венчурный инвестор. Во-первых, я смотрю на проекты, только близкие к IT, где у меня больше всего экспертизы и опыта. Это для меня важно не только с точки зрения оценки проектов, но и с точки зрения возможности их масштабирования. Во-вторых, я готов участвовать в стратегическом планировании и операционной деятельности, делиться знаниями, контактами. Становясь соинвестором, я считаю проект и своим бизнесом тоже. Мне неинтересно просто вложить деньги и ждать результат. И хотя инвестировать в стартапы на самых ранних стадиях развития — это значительный риск, с другой стороны, потенциально это значительная удача. Поэтому наш фонд Run Capital фокусируется именно на проектах самых ранних стадий (pre-seed, seed).

Три направления для прорыва

Что касается моего инвестиционного фокуса, я прежде всего обращаю внимание на то, что реально требуется человеку в повседневной жизни. Будущее — за сервисами, которые создают новую культуру или логику потребления. Яркие примеры — это службы такси Uber или Gett. Столкнувшись с Uber, помимо удобства самого процесса заказа я был приятно удивлен качеством оказываемых услуг: долгое ожидание ушло в прошлое. В этой же логике работает Anews, портфельный проект Run Capital — это сервис, который консолидирует информационные новостные источники, сокращает время поиска информации и повышает удобство ее использования.

Вторая интересная для меня тема — все, что касается мобильных: реклама, приложения, сервисы для издателей и разработчиков. Да, большинство сервисов нам в принципе уже давно доступно. Но именно это сформировало огромный потенциальный рынок для стартапов, которые повышают качество потребляемых нами мобильных сервисов: это и оптимизация деятельности разработчиков, и размещение рекламы, и безопасность, и обработка данных, и многое другое.

Наконец, я внимательно присматриваюсь к теме производства новых технологических материалов: энергоносители, батареи, различные химические составы и многое другое. Прорывные изобретения в этой области опять-таки могут значительно повысить уровень и качество потребления. Как пример, проект Hydrop, чей продукт защищает одежду от грязи и пыли, с создателями которого я познакомился около полугода назад.

Долгий путь в Долину

И российский венчурный рынок уже достаточно развит, чтобы заниматься такими инвестициями серьезно. Есть любители сравнивать этот рынок с Кремниевой долиной, но в этом нет никакого смысла. Должно пройти не одно десятилетие, чтобы в России сформировались подобная культура и инфраструктура, тем не менее работать можно и сейчас. И я не вижу критичных изменений даже в связи с текущей экономической ситуацией: инвесторы готовы инвестировать, уровень проектов принципиально не изменился.

Да, есть понимание, что в ближайшее время у инвесторов будут трудности с выходами. Придется этому уделять больше времени и начинать работать над такими задачами значительно раньше. Но думать о таких прагматических вещах никогда не было лишним. Плюс ко всему большинство российских стартаперов прежде ориентировались только на локальный рынок, что для инвесторов не так уж интересно. А вот нынешняя ситуация может заставить предпринимателей начать примериваться к более амбициозным задачам.

И есть, безусловно, позитивные моменты: команды, которые работают на территории России, значительно снизили издержки в сравнении с аналогичными зарубежными проектами. Особенно это преимущество ощутили стартапы, чья выручка в основном приходит из-за пределов России. Еще лучше, когда команда распределена по всему миру: таким бизнесам намного проще делать международные проекты, изначально закладывая в продукт специфику различных регионов. За последнее время видел целый ряд таких стартапов: например, IT-команда работает в России или Белоруссии, маркетолог живет в Америке, а продуктовики — в Европе.

Поэтому я бы не назвал наше время неудачным для венчурного бизнеса. Плохого или идеального времени для реализации задуманного вообще не бывает: у каждого момента есть свои плюсы и минусы. Лучше сделать и пожалеть, чем не сделать и еще больше пожалеть.

Подробнее на РБК:
http://daily.rbc.ru/opinions/business/30/06/2015/55896e869a79472da83381d4

Назад к списку новостей

КОМПАНИЯ

Мы рады приветствовать вас на сайте «CFD Group»

Консультационные услуги в областях организации и повышения эффективности бизнеса,привлечения финансирования в проекты,развития персонала, маркетинга и организации продаж, развития личностного потенциала сотрудников и владельцев бизнеса 
– вот неполный перечень вопросов решаемых нашими сотрудниками. Подобнее...

Мы в соцсетях:

Facebook ВКонтакте

БЕСПЛАТНАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ