Мы продолжаем цикл материалов о юзабилити. В предыдущих рассказывали об общих принципах и веб-дизайне. В этом рассмотрим каналы коммуникации с клиентами на сайте и то, как сделать их удобными.
Теперь рассмотрим пункты подробнее.
Онлайн-чат (чат поддержки) — это окошко для связи со специалистами в режиме реального времени. В чатах решаются срочные проблемы пользователей.
Что учесть, чтобы онлайн-чат был эффективен:
В Delivery Club цель обращения выясняет бот Лия, а потом передаёт чат оператору
В форме обратной связи люди оставляют развёрнутые отклики. Чтобы отправить сообщение, пользователь просто вводит свой email и отзыв в форму на сайте. Ему не нужно открывать почту в соседней вкладке. Это экономит время и удерживает на сайте.
Разберём, какими бывают формы:
2. Сообщить о проблеме. Клиенты описывают возникшие у них проблемы:
3. Вопрос руководителю. Для обращения к директору (любому начальнику):
4. Обратный звонок. Пользователь оставляет номер телефона, на который перезвонит консультант:
Что учесть, чтобы форма была эффективна:
Формы подписки, поп-апы и пуш-уведомления — это инструменты, с помощью которых можно увеличивать базу клиентов (а значит продажи) и повысить лояльность. Их роднит нацеленность на увеличение конверсии.
Разберём эти каналы связи и рассмотрим основные ошибки, которых нужно избегать.
С помощью формы подписки можно превратить посетителя сайта в подписчика. В формах предлагают что-то полезное (информацию об акциях, скидки, интересный контент) в обмен на подписку по электронной почте. После подписки человек получает на указанную почту сообщения об акциях, новинках, персональных скидках и т. п.
Форма подписки издательства МИФ: подписчикам предлагается раз в неделю получать письма о новинках книжного мира
Поп-ап — всплывающее окно на сайте. Его используют по-разному: чтобы проинформировать о чём-либо, как форму подписки, как cookie-соглашение и так далее. Главное при разработке поп-апа — помнить, что он не должен мешать пользователям.
Для юзабилити сайта вредны всплывающие окна, которые закрывают весь экран, блокируют прокрутку и клики. За чрезмерное использование поп-апов Яндекс даже может пессимизировать сайт в выдаче. Например, если несколько окон размещаются на одной странице, или встречаются слишком часто, или если их трудно закрыть.
Следовательно, настраивать поп-апы следует так, чтобы при их появлении клиенты могли продолжать пользоваться сайтом в штатном режиме:
Всплывающее окно не мешает просматривать сайт и просто закреплено вверху страницы при прокрутке
Пуш-уведомления (push) — это всплывающие сообщения, которые приходят в браузере или на мобильный телефон. Используются, чтобы взаимодействовать с теми подписчиками, которые разрешают отправку пуш-уведомлений.
Какие ошибки допускают при настройке этих каналов связи:
Служебными текстами называют короткие сообщения на сайте, которые комментируют действия клиента. Например, когда он оформил заказ или положил товары в корзину. Проверьте, чтобы эти тексты легко читались. Если одно предложение занимает три строки, а язык похож на чиновничий, перепишите тексты.
Пример того, как можно обойти «На сайте возникли временные проблемы технического характера»
Пользователям не нужны канцелярско-бюрократический или недоступный юридический язык. Главное, чтобы тексты были полезны, а информация понятна. Уберите штампы и канцеляризмы, чтобы улучшить текст.
«Оплата осуществляется в начале следующего месяца», «во избежание похищения пароля» расходуют время клиента. Можно сказать короче и проще: «оплатите услуги в начале месяца» и «чтобы ваш пароль не украли». Однако следует избегать и другой крайности — панибратства и нарушения личных границ (переход на «ты», жаргоны, неуместные и неоднозначные шутки).
Если у вас нет опыта работы с текстами или редактора сайта, воспользуйтесь сервисом «Главред». Он оценивает слова и предложения в тексте по 10-балльной шкале. Текст содержит «стоп-слова» или конструкции, которые не несут информации и усложняют речь? Он получит меньший балл. Не обязательно бороться за высшую оценку, но учесть рекомендации сервиса стоит.
Контакты вашей компании нужны, чтобы клиенты могли связаться с вами не только теми способами, которые мы рассмотрели выше. Контакты могут включать:
и т. д.
Важно, чтобы контакты можно было легко найти, где бы на вашем сайте на находился клиент. Для этого стоит дублировать этот раздел в подвал сайта. «Контакты» традиционно ищут там.
Не забывайте и о социальных сетях. Компаниям, у которых есть страницы в Instagram, Facebook и Вконтакте, стоит указывать их на сайте, чтобы клиенты могли подписаться на них или поделиться понравившимся материалом у себя на странице, в ленте или истории.
На сайте Vnukovo Outlet Village вместо иконок соцсетей используется горизонтальная полоса в длину экрана
Отзывы и комментарии не являются непосредственным каналом коммуникации между организацией и клиентом. Но они демонстрируют открытость компании и помогают потенциальным клиентам принять решение на основании опыта других людей.
На сайте интернет-магазина мебели Hoff можно оставлять комментарии, выкладывать фотографии и оценивать чужие отзывы
Благодаря отзывам можно изучить, как клиенты относятся к продукту. Чего им не хватает, а какие свойства, наоборот, вызывают положительную оценку. Если отзыв пишет клиент-критик, вы можете поработать с его возражениями и ответить на них. Это не гарантирует того, что он станет клиентом-промоутером, но может повысить лояльность пользователей, которые увидят ваш диалог.
Пользователям должно быть просто оставить отзыв. Позвольте писать без регистрации (со вводом капчи от ботов) или использовать свои аккаунты соцсетей. В этом случае вы повысите шанс получить отзывы реальных людей.
Однако это не значит, что у отзывов не должно быть модерации. Модератор сможет проверять отзывы и фильтровать спам, антирекламу, заказные отзывы и т. п.
Мы рассмотрели самые распространённые каналы и формы связи, которые используют для коммуникации с клиентами на сайтах. Помните, не бывает универсальных решений, которые подходили бы всем компаниям. Тестируйте различные форматы, меняйте элементы и анализируйте.
Консультационные услуги в областях организации и повышения эффективности бизнеса,привлечения финансирования в проекты,развития персонала, маркетинга и организации продаж, развития личностного потенциала сотрудников и владельцев бизнеса
– вот неполный перечень вопросов решаемых нашими сотрудниками. Подобнее...
Мы в соцсетях:
![]() |
![]() |