Проблема 1: Денег нет
Первая проблема, с которой сталкивается российский стартапер — поиск инвестиций. Причина понятна: объем средств для стартапов в России кардинально отличается от ситуации в США. В то время как в Штатах ежегодно инвестируется более $71,8 млрд, а в Европе — около $13 млрд, в России эта сумма составляет порядка $200 млн (все данные за 2016 год). При этом профессиональные инвесторы из России также смотрят в сторону стартапов из США, поэтому в реальности до местных предпринимателей доходит еще меньше денег.
Правильный подход: фокусировать бизнес на создание выручки на европейском и американском рынках и, прежде всего, искать инвестиции у международных инвесторов.
Проблема 2: Большие ожидания
Получив от венчурного фонда первые деньги, стартапер думает, что буквально через полгода выйдет в чистую прибыль и перестает искать новые источники финансирования. К сожалению, обычно все происходит не так, как хочется — полученные деньги быстро расходуются, а выручка растет медленно. В итоге бизнес буксует, а инвесторы остаются недовольны.
Правильный подход: вести процесс фандрайзинга непрерывно. Как только вы нашли первые деньги, ищите вторые и третьи. И не торопитесь вкладывать привлеченные средства в аренду респектабельного офиса и новые компьютеры, подготовьте продуманный план, какие инвестиции помогут росту компании. Лучшие вложения — в разработку самого продукта и выход на новые рынки.
Проблема 3: Ссора с бизнес-партнером
Так как основатели стартапа, как правило, люди молодые и амбициозные, его развитие напоминает историю отношений молодой пары: решения зачастую принимаются под влиянием эмоций, а не опыта, мелочи воспринимаются слишком серьезно и могут стать поводом для ссоры. Большие амбиции мешают принимать взвешенные решения и договариваться.
Правильный подход: обсудите нюансы ведения совместного бизнеса и варианты выхода из возможных кризисов «на берегу»: распределение обязанностей и прибыли, действия в случае ухода одного из партнеров, шаги по разрешению спорных ситуаций — даже если кажется, что такие события с вами никогда не произойдут. Лучше делать бизнес с партнерами, с которыми вы уже пару лет проработали на совместных проектах.
Проблема 4: Излишний перфекционизм
Многие стартаперы не идут к инвесторам, так как каждый раз считают, что их продукт недостаточно готов: они нанимают дорогих программистов, экспериментируют с различными вариантами дизайна, добавляют новый функционал и какие-то второстепенные опции. Этот подход ошибочен по нескольким причинам. Во-первых, за то время, пока вы поправляете «вишенки на торте», другой стартап успеет представить проект c такой же идеей инвесторам и обогнать вас. Во-вторых, пока вы не получите своих первых пользователей, вы не сможете качественно понять реальные потребности аудитории и увидеть конверсию.
Правильный подход: не бойтесь выходить на рынок с минимальным жизнеспособным продуктом, это позволит вам проверить, работает ли ваша бизнес-гипотеза, какие функции можно доработать, а какие — убрать. Иногда после такой проверки появляется понимание, что продукт в целом не будет востребован и нужно сворачивать проект. MVP помогает сохранить деньги, чтобы инвестировать их во что-то действительно полезное.
Проблема 5: Бизнеса нет, а бизнес-план должен быть
В России венчурный инвестор просит написать бизнес-план на раннем этапе инвестиций, когда у предпринимателя есть только хорошая идея или первая версия продукта, но нет истории продаж, нет средств, чтобы нанять хорошую команду, а до чистой прибыли ждать еще несколько лет.
Правильный подход: не стоит пытаться тратить время на то, чтобы разобраться в вопросе самостоятельно, лучше обратитесь за советом к человеку, работавшему в одном из фондов или акселераторе, за помощью.
Проблема 6: Основатель не выдержал
Отсутствие выручки на первых этапах развития бизнеса — серьезное испытание для нервов команды и фаундера. Ситуация, когда у стартапера не хватает выдержки, сил и здоровья для своего бизнеса, встречается сплошь и рядом. Построить бизнес — не проще, чем построить собственный дом. Большая часть предпринимателей сдается после первых неудач, более устойчивые держатся полгода или год, и лишь немногие идут к своей цели до последнего и превращают ошибки в ценный опыт.
Правильный подход: ищите менторов и наставников среди тех, кто уже прошел путь к успешному бизнесу. Научитесь не только слушать, что вам говорят, но и слышать. Не пренебрегайте занятиями спортом, они помогут снизить уровень стресса, найдите хорошего психолога.
Проблема 7: Незнание законодательной базы
На начальной стадии фаундер нередко берет на себя сразу несколько ролей, например, бухгалтера, маркетолога, разработчика и даже юриста. И вот, столкнувшись с профессиональным инвестором, он начинает постигать все тонкости законодательства, в том числе международного, оформления сделок. Однако далеко не у всех это получается, риск не понять инвестора и потерять хорошего партнера в данном случае слишком велик.
Правильный подход: ищите юриста с опытом ведения венчурных сделок задолго до того, как он вам потребуется.
Проблема 8: Долгий процесс выхода на международный рынок
Большинство бизнес-идей сегодня могут быть прибыльными только при международном масштабировании, рынка одной страны может не хватить. В процессе выхода на новый рынок будьте готовы к тому, что интеграция в международную банковскую систему потребует времени: может пройти 2-4 месяца до тех пор, пока не появится возможность осуществлять международные транзакции.
Правильный подход: изучайте международные нормы заранее и запасайтесь терпением.