Продолжаем цикл статей о юзабилити сайта. На этот раз поговорим о принципах веб-дизайна.
Визуальная составляющая — первое, с чем сталкиваются пользователи, попадая на сайт. По исследованию InstantShift (англоязычное digital-сообщество), для 94% людей дизайн — мерило, по которому они определяют, вызывает ли сайт доверие. В узком понимании дизайн относится только к оформлению внешнего вида сайта. В широком и более современном понимании — это мостик, связывающий пользователя и сервис. Его главная цель — быть функциональным и удобным. В статье рассмотрим, что делает дизайн таковым.
Давайте рассмотрим каждый из пунктов детально.
Заходя на сайт, мы сканируем его взглядом, чтобы найти то, за чем пришли. Если это интернет-магазин, ищем интересующие нас товары, если медиа-портал — свежие статьи, которые хотим прочитать. Но если на страницах много лишнего (информации, блоков и «украшений»), найти нужное сложно.
Помните, что веб-дизайн — не автономное расположение или нагромождение элементов. Он должен быть функциональным, то есть решать задачи пользователей. Поэтому один из ключевых пунктов веб-дизайна — умеренность.
На что обратить внимание, чтобы на сайте не было лишних элементов:
«Нефтяная» область на сайте студии дизайна не заслоняет нужную информацию, а украшает
Композиция — это то, как соотносятся между собой части целого. А акценты — то, как выделяются важные элементы. Если на сайте нет чёткой композиции — это сразу бросается в глаза. В нём «непонятно, что хотел сказать автор». При создании любого сайта стоит учитывать законы композиции.
Можно возразить, что композиция и акценты зависят от типа сайтов, сферы бизнеса или вовсе индивидуальны. Несомненно, логика расположения элементов интернет-магазина отличается от размещения блоков новостного портала. Да и композиции двух магазинов могут не совпадать.
Но есть базовые принципы. Они основываются на том, как работают внимание и восприятие человека. Не учитывая их, нельзя сделать цельный и понятный сайт.
Придерживайтесь правила третей. Оно пришло в дизайн из живописи и связано с золотым сечением. Чтобы применить его, наложите на страницу «сетку», которая разделит страницу на 3 равные части вдоль каждой из сторон. Получится 9 одинаковых прямоугольников. Четыре центральные точки пересечения будут притягивать больше всего внимания:
Туда целесообразно помещать якорные объекты и акценты, потому что эти области неосознанно притягивают взгляд большинства людей.
Левый верхний угол — точка отсчёта в системе координат. В большинстве языков текст читается слева направо и сверху вниз: взгляд движется по странице сайта аналогично.
При движении он повторяет начертание буквы F. Верхняя перекладина слева направо → нижняя перекладина в том же направлении → вертикальный отрезок сверху вниз. Зная это, располагайте важные элементы в последовательности F-паттерна.
Кроме него есть Z-паттерн. Он характерен для сайтов с альбомным позиционированием. Взгляд скользит по траектории буквы Z: верхняя перекладина слева направо → диагональ → нижняя перекладина слева направо.
На сайте Банки.ру соблюдён Z-паттерн. Наш взгляд скользит по верхнему баннеру или шапке, по диагонали спускается вниз и натыкается на предложения месяца
Не забывайте об эффективности простых акцентов. Акцент — это выделение элемента из ряда однотипных. Он привлекает внимание за счёт того, что отличается от других. Сделать акцент можно самыми разными способами. Начиная от выделения цветом, размером, расположением, заканчивая нестандартной анимацией.
Блок со статьёй при наведении курсора меняет цвета и выделяется на фоне монохромных блоков
Цвета, использованные в интерфейсе, влияют на восприятие сайта и настроение пользователя. Слишком яркие или несочетающиеся, они могут вызывать неосознанное отторжение. Поэтому к выбору цветов нужно подходить серьёзно. Вот, на что стоит ориентироваться:
В цветовой гамме SimpleWine используется белый фон, разные оттенки серого для текста и цвет бордо для акцентов
Выбирайте для фона неяркие цвета, которые не мешают сосредоточиться на контенте. Подойдёт белый и оттенки серого, бежевого.
Чтобы проверить, будут ли сочетаться цвета интерфейса, используйте колористические цветовые круги. Это диски, размещённые на одной оси. На их поверхностях отображаются все основные цвета светового спектра и возможные оттенки и контрасты:
Также можно использовать различные онлайн-сервисы (colorscheme.ru и другие).
Пример того, как кнопки и надписи теряются из-за слабого контраста (белый и светло-серые, голубые гаммы)
Дизайн должен быть консистентным, то есть непротиворечивым и единообразным. Если однотипные элементы на разных страницах отличаются, это делает дизайн непоследовательным.
Например, если на главной странице гиперссылки подчёркиваются и выделяются оранжевым, а на другой — не подчёркиваются и выделяются синим, то на второй их могут не идентифицировать как кликабельные элементы.
Проследите, чтобы схожие элементы оформлялись единообразно. Это касается величины отступов, размеров заголовков одного уровня и схожей организации иконок, форм, активных и неактивных элементов.
Текстовая информация в большей или меньшей степени представлена на всех сайтах. Самое важное, чтобы текст был интересен, понятен и полезен вашей целевой аудитории. Но если хороший по содержанию текст оформлен абы как, это снизит его эффективность.
Правила оформления текстов называются типографикой. Это отдельная область, которая требует глубокого погружения. Мы выделили только основные критерии, которые повышают читабельность текста:
Текст о Нэнси Пелоси на сайте Wonderzine разделён на крупные блоки (абзацы по 10–12 строк), поэтому он читается тяжело
Заголовки на сайте интернет-издания «Свободная пресса» не отличается от полужирного выделения. Это затрудняет навигацию в статье
Под конец коснёмся очевидного. Не используйте некачественный визуальный контент. К нему можно отнести плохо оптимизированные изображения и видео, которые медленно грузятся сами и снижают скорость загрузки сайта в целом. Стоковые фотографии, набившие оскомину. Маленькое количество пикселей в изображениях, которая превращает их в кашу на экранах с большим разрешением.
Найдите дизайнера, который будут наполнять сайт оригинальными и уникальными фотографиями и иллюстрациями. Со временем (при удачном стечении обстоятельств) у вас может появиться узнаваемый стиль, который будут копировать на других веб-сайтах.
Пример хороших иллюстраций: бутик обуви Lorenzi Milano на странице About us использует фотографии, снятые в мастерской бренда
Консультационные услуги в областях организации и повышения эффективности бизнеса,привлечения финансирования в проекты,развития персонала, маркетинга и организации продаж, развития личностного потенциала сотрудников и владельцев бизнеса
– вот неполный перечень вопросов решаемых нашими сотрудниками. Подобнее...
Мы в соцсетях:
![]() |
![]() |